26 ноября 2018

Регионы забуксовали с «мусорной реформой»?

Регионы забуксовали с «мусорной реформой»?

Вероятно, в большинстве своём они пока не готовы одномоментно перейти на новую систему обращения с ТКО.

Вопрос о реформе системы управления отходами обсуждался давно. Переход был запланирован на 2017 год, но был отложен: регионы России не успевали подготовиться. Сейчас — новая отсрочка до января 2019-го.

Суть реформы заключается в чёткой наладке технологической цепочки: контейнер — мусороперегрузочная станция — сортировка — объект размещения ТКО. Таким образом государство планирует выстроить систему обработки, обезвреживания, транспортировки и хранения мусора. Реформа также направлена на решение двух проблем — образования нелегальных свалок и вывоза мусора из малонаселённых пунктов.

Сейчас управляющие компании перечисляют деньги перевозчикам за транспортировку мусора. В эту плату также включена стоимость услуг полигона. Однако не всегда подрядчики отвозят отходы на легальные полигоны. К сожалению, бывают случаи, когда перевозчики везут ТКО на нелегальные свалки, принимающие мусор по низким тарифам, либо сваливают мусор в ближайший овраг.

Согласно новым правилам, услуга перевозчиков, с которыми региональный оператор заключит договоры, будет оплачиваться только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Это даёт определённые гарантии инвесторам, готовым вкладывать средства в создание новых мощностей — современных полигонов, сортировочных станций. Ведь эти мощности должны быть загружены.

Регионы разные — проблемы схожие

Архангельская область — не единственный регион, испытывающий проблемы с переходом на новую систему обращения с ТКО. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ летом провёл исследование по всей России. Выяснилось, что к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО на тот момент полностью перешли лишь в четырёх субъектах РФ: Ивановская область и Астраханская область — в 2017 году; Севастополь, Республика Мордовия — с января 2018 года. Помимо этих субъектов — ещё четыре отдельных муниципалитета.

Эксперты также отмечают, что процедура публичных слушаний не гарантирует согласование интересов абсолютно всех сторон. Только 16 процентов опрошенных считают, что люди готовы согласиться с наличием мусороперерабатывающего завода в «регионе их проживания». Три процента готовы согласиться с наличием полигона, два процента — с наличием мусоросжигающего завода. По мнению экспертов, зачастую потребности российского региона и проживающих в нём граждан находятся в противоречии с интересами людей, проживающих в непосредственной близости от объекта размещения или переработки ТКО.

В ряде регионов отметили необходимость корректировки подготовленных территориальных схем. И Архангельская область не стала исключением. Основная причина — неизвестны реальные данные по накоплению ТКО, а поданная муниципалитетами информация, как правило, очень противоречива.

Имеются также законодательные пробелы. Например, в Ивановской области остро стоит вопрос о содержании контейнерных площадок. Из-за отсутствия официальных мест сбора мусора в частном секторе пакеты, выставленные на дорогу для транспортировки, разрываются (в основном, бродячими собаками). Мусор из разорванных пакетов не собирают. В Европе и Северной Америке считается нормальной практикой выставлять у проезжей части дороги мусорные мешки, поскольку их принимает мусоровоз. Но в России на данный момент иные реалии.

В Архангельской области интересы внешнего инвестора совпали с намерениями региональных властей реализовать на практике новую систему управления отходами. Как правило, регионы, формирующие новую систему обращения с ТКО, вынуждены вкладывать собственные бюджетные средства. Инвестор в лице правительства Москвы и компании «Технопарк» предложил Поморью решить проблему со свалками на средства московского бюджета и с применением европейских технологий. 

По мнению экспертов, шести миллиардов рублей — сумма столичного транша — должно быть достаточно, чтобы ликвидировать свалки на территории Архангельской области, а часть средств инвестировать в создание современной системы управления отходами — построить ключевые предприятия системы и включить технопарк «Шиес» в общую схему.