По словам активистки Оксаны Владыка, в Москве есть постановление о раздельном сборе разных видов бытовых отходов. Теперь в каждом московском дворе поставят разные контейнеры под каждый вид отходов. Раньше этого не было, а теперь вот предусматривается. В Подмосковье работает около четырехсот заводов по переработке мусора, но их загруженность составляет всего 10-15%. Рассмотрим пример: если весь мусор просто бросить в мусоропровод, то из него в переработку пойдет около 5%. А вот если собирать отходы по отдельности, по видам этих самых отходов, то из сортированного мусора можно уже перерабатывать около 75%. Сравните: 5% или 75? В этом случае экология заметно выиграет, можно спасти целые гектары лесов. Тогда и заводы по переработке мусора будут работать с полной загрузкой, не потребуются новые полигоны, как в Шиесе. Да и существующие свалки потом можно будет рекультивировать.
Вот это мнение и отстаивают общественники, такие как Оксана Владыка, в своем лагере возле Шиеса. Лагерь расположен у самого ограждения строительной площадки и совсем рядом от станции Шиес. Рядом же расположена и другая сторона конфликта – охранники частного предприятия. Еще хорошо, что при таких напряженных отношениях не доходит дело до рукоприкладства.
Но многие из людей пока еще не могут понять до конца, какие технологические процессы планируют использовать на предприятии, которое строится в Шиесе. Так вот подробная схема производства в Экотехнопарке предусматривается такая: на заводе в Люберцах примут коммунальные бытовые отходы, рассортируют их, измельчат и отправят в переработку. А тот остаток отходов, который не может быть подвергнут переработке, будет спрессован и упакуется в брикеты. После чего их повезут на поезде в Шиес, где планируется складировать их на территории предприятия.
Такая технология уже применялась в Европе, в частности ФРГ, Англии и Франции. Примерно также перерабатывают и хранят твердые бытовые отходы в течение уже тридцати лет в Швеции. Эти упаковки хранятся тридцать лет, а потом сжигают и используют как биотопливо.
Брикеты можно также захоранивать, а территорию рекультивировать, одновременно следить за ее состоянием гидрогеологическими средствами. В этом случае, общественники могут оказаться правы, а экологии местности может быть нанесен ущерб. Поскольку район этих болот расположен в охранной санитарной зоне, дающей воду для питьевых целей и связанной с системой рек региона.
По словам руководителя общественной организации «Серебряная тайга» Юрия Паутова, при оценке проекта на перспективу на основании космических снимков за последние четыре года, был сделан вывод, что здесь находится самая вершина моренной гряды. Здесь располагаются верховые болота, они собирают в себя все осадки, приходящие сверху, потом вся вода стекает в ручейки, маленькие и большие реки. Это вершина, поэтому с нее все стекает и помешать этому нельзя.
Река Вычегда – большая река, она впадает в Северную Двину, а Двина течет в Белое море. Поэтому экологи опасаются отрицательных последствий такого строительства. Оно может разрушить всю экологическую систему Русского Севера.
Не зря мы били тревогу, сообщает Оксана Владыка, в Европарламенте уже принята резолюция в защиту экологической общественности Архангельской и Московской области. Спустя несколько дней нашим президентом было заявлено, что мнение народа должно быть учтено. После этого опять все стихло. Мы стали собирать материалы по этой проблеме: письма и подписные листы. Собрали и сдали в администрацию президента больше 60000 подписей за прекращение строительства в Шиесе. Ответ президента ожидался к 27 октября, но никакого ответа на наш запрос мы до сих пор не получили. Непонятно, почему такое молчание на наш конкретный вопрос.
Затем была предпринята еще одна попытка получить конкретный ответ по поводу строительства в Шиесе. Общественники собрали в Шиесе около шестисот человек и записали обращение по видеосвязи на «Прямую линию» с главой нашей страны.
Инициативная группа в Архангельской области завила вопрос на референдум: о запрете ввоза отходов с других территорий. Архангельский областной суд уже вынес решение в нашу пользу. В истории нашей страны еще не было организовано ни одного референдума с инициативой от простого народа. Они всегда проводились только по инициативе сверху. А это была народная инициатива. Правда, в суде это предложение было опротестовано. Но наше начинание получило отклик по нашей стране. Многие стали понимать, что они могут своим голосованием решить свои проблемы. Некоторые регионы уже приняли решения о запрете ввоза бытовых отходов с других территорий. Надо, чтобы и Астраханская область приняла свое решение, а не ждала решений Москвы по данному вопросу.
Сегодня в Шиесе тишина. На стройке остановлены все работы, инвестор занимается сбором всех необходимых документов. Общественники пока не знают, какое будет решение принято по данному вопросу. Но они не уходят из лагеря, готовы продолжать борьбу. Люди уверены, что вопрос еще не решен окончательно.